Консультационные продукты | Врачи с коммерческой жилкойИнтервью Крупина А.А. газете «Медицинский вестник», 2009 В конце 2008 г. рынок вакансий в частной медицине обвалился на 20%. Но постепенно он начал оживать. И уже во втором квартале 2009 г. на рынке было представлено столько вакансий, сколько в этот же период в прошлом году. По каким критериям осуществляется подбор кадров в коммерческие клиники? На каких специалистов наибольший спрос и кто сегодня в цене? Своими наблюдениями делятся специалисты кадрового рынка, работающие в медицинском секторе. Критерии подбораНе всякий медицинский работник, обладающий необходимыми профильными знаниями и опытом, может рассчитывать на место в частной клинике. Как отмечает директор кадрового агентства уникальных специалистов — Речь вовсе не идет о том, чтобы «раскручивать» пациентов на деньги, предлагая ненужные исследования и занимаясь лечением того, чего нет, — поясняет эксперт. — Обращаясь в платный медицинский центр, пациент рассчитывает, кроме получения высокого качества медицинских услуг, на внимание и уважительное отношение к себе, на сервисную составляющую посещения медцентра. Среди главных требований — умение разговаривать с пациентами, терпеливо разъяснять возникающие у них вопросы, предлагать различные пути решения проблемы. Угрюмые молчуны не подходят — нужны коммуникабельные, готовые к общению, располагающие к себе люди, активно мотивирующие пациентов на лечение. Впрочем, специалисты, подходящие по стилю общения с пациентами, но не имеющие достаточного врачебного опыта, тоже могут рассчитывать на место в крупном коммерческом медицинском центре. Практика приема на работу способных молодых специалистов с последующим обучением становится все более распространенной — «выращенные» кадры гораздо лояльнее к клинике. По словам старшего консультанта компании «АНКОР Медицина и фармация» Марии Сигаевой, договор, оформляющий трудовые правоотношения сотрудника в коммерческой клинике, часто включает требования к наличию у работников следующих знаний, умений и документов:
ВакансииВостребованность тех или иных специалистов определяется профилем клиники, набирающей персонал. — Не секрет, что больше всего платных медицинских услуг оказывается в области стоматологии,- комментирует Алексей Крупин. — Клиники, от малых «на два кресла» до крупных и сетевых, распространены в нашей стране повсеместно. Так что большой спрос на «Топовые» (управленческие) вакансии в частной медицине тоже открываются, но в основном такие кандидаты требуются медицинским центрам, организованным крупными страховыми компаниями, или клиникам, появившимся в результате реорганизации и слияния нескольких ЛПУ. Небольшие частные клиники управляются непосредственно собственниками. — Как правило, высшее управленческое звено крупного медицинского центра состоит из трех должностей: генеральный директор, исполнительный директор и главный врач, — рассказывает Алексей Крупин. — Генеральный директор в большинстве случаев — собственник компании. В России пока мало клиник «доросло» до того состояния, когда эта фигура — наемный менеджер. Зато кандидатов на должность исполнительного директора или любую другую, сходную по компетенциям позицию, приходится подбирать часто. Главный врач ведает медицинскими вопросами: контролирует качество лечебного процесса, организует и отслеживает обучение сотрудников и пр. Все остальное — маркетинг, работа с персоналом, продвижение услуг клиники — ложится на плечи исполнительного директора. Кандидату на эту позицию необходим, в первую очередь, опыт работы в сходной должности. Дипломы и сертификаты, подтверждающие наличие образования в сфере управления медицинскими учреждениями, безусловно, будут плюсом. Но основополагающий критерий — все же опыт работы. Вакансия исполнительного директора часто закрывается за счет кадрового резерва самого медицинского центра. Старшие администраторы крупных клиник, поработав 2–3 года, могут претендовать на кресло исполнительного директора, Каналы поиска специалистовМедицинские учреждения в вопросах подбора персонала придерживаются «старомодных» методов, что связано со спецификой работы, отмечает Мария Сигаева. — Основной приток кандидатов на врачебные специальности осуществляется по рекомендациям знакомых и сотрудников. До настоящих методик HeadHunting (переманивания кадров) дело доходит, когда речь заходит о поиске специалиста Поиск специалистов на вакантные места распространенных врачебных специальностей, а также среднего медицинского персонала ведущие коммерческие клиники в основном осуществляют с помощью кадровых агентств. Недавно начала складываться практика подбора административного персонала при посредничестве кадровых компаний. Алексей Крупин, отмечая заметные тенденции последнего времени, обращает внимание на то, что все больше частных медицинских центров прибегает к региональному подбору, выискивая нужных специалистов в других регионах. Еще одна интересная тенденция — проведение профильных конференций для опытных специалистов, организуемых крупными медицинскими центрами на собственной базе. В рамках таких конференций специалисты имеют возможность познакомиться с клиникой, условиями труда, обзавестись новыми профессиональными связями и, наконец, получить интересное предложение о работе. — Кризис, казалось бы, заставляет работодателей экономить ресурсы, а подобные мероприятия довольно затратны. Тем не менее они вполне оправдывают себя и данные тенденции растут, — комментирует эксперт. Влияние кризисаКурс на оптимизацию расходов, — В ноябре—декабре 2008 года наблюдалось некоторое снижение количества вакансий на позиции врачей и среднего медицинского персонала, — отмечает Алексей Крупин. — Это было связано с тем, что руководители частных медицинских клиник даже при отсутствии финансовых трудностей в медицинском бизнесе поддались общей тенденции в экономике и заняли выжидательную позицию. В связи с этим часть проектов по подбору специалистов была Елена ГРИГОРЬЕВА |
© 2009–2024 «Бизнес Медицина» | Сделано в студии: |